Четверг, 28.03.2024, 21:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "Школа №3"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО Миллер Л.В., заместитель директора.

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения

ФГОС НОО и ООО

Настоящие методические рекомендации подготовлены  в целях оказания помощи классным руководителям по организации воспитательной работы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

I. Обзор нормативных документов в сфере воспитательной деятельности

В ч. 2 ст.26 Конституции Российской Федерации определено: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Так же основным законом Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания (ч. 1, ст.72) однако, непосредственное право воспитывать детей, согласно ч.2 ст.38 имеют только родители (права других субъектов на воспитание детей в Конституции РФ не обозначены).

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 определено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Тем же законом в ч.1 ст.З установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

В целях реализации государственной политики в сфере воспитания, на федеральном уровне, реализуется комплекс программ таких как «Дети России», «Программа развития воспитания в системе образования», в настоящее время действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.


II. Дополнительные ресурсы для организации воспитательной работы в образовательной организации

Опубликованная в 2009 году Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) не является официальным нормативно-правовым актом, и в настоящее время может считаться лишь сборником рекомендаций от авторов - составителей данной Концепции.

Вместе с тем, большинство образовательных учреждений при планировании воспитательной работы ориентируются на Концепцию.

Смысл разработки Концепции заключается в том, что в ней сделана попытка сформулировать систему базовых национальных ценностей, призванных служить основой консолидации российской гражданской нации.

Эти идеи обращены в первую очередь к школе как институту социализации личности. Конечно, ценности личности в значительной мере формируются вне школы — в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, культуре. Однако влияние этих субъектов социализации сегодня, к сожалению, не всегда способствуют осознанию подростком или молодым человеком своей внутренней связи с обществом. Наиболее системно и последовательно указанные ценности могут воспитываться укладом школьной жизни. Тем более, что школьный возраст наиболее восприимчив и для эмоционально-ценностного воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач  духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Примерная программа воспитания и социализации учащихся (далее Программа) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель Программы - последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.

Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями.

Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-­нравственного развития обучающихся раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе деятельности образовательной организации.

В процессе воспитания создаются условия для формирования у обучающихся мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Важно стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

III. Планирование и организационная работа по воспитательной деятельности в общеобразовательной организации

В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы ФГОС, организация целостного пространства духовно-­нравственного развития обучающихся обеспечивается разработкой программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. При этом образовательная организация должна обеспечить условия для реализации разработанной собственной программы, для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, семейным ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Российской Федерации и ориентировать образовательный процесс в образовательной организации на воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно­-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуется обеспечить взаимодействие многих социальных субъектов: общеобразовательных организаций, семьи, общественных организаций, общественных движений, организаций дополнительного образования, культуры и спорта, религиозных организаций.

Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой образовательной организации, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.

В качестве основы для разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательной организации может быть использована «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» содержит шесть разделов.

Первые два - «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» воспроизводят соответствующие разделы, ориентируя их содержание в рамках ступени начального общего образования.

В третьем разделе - «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы»:

-   воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;

-   воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-   формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни; -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание).

Четвертый раздел - «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» - включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации обучающихся, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации обучающихся конкретизируются с учетом возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий.

Пятый раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» формулирует и раскрывает основные условия, задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательной организации с общественными и религиозными организациями.

В шестом разделе - «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся по каждому из направлений воспитания и социализации.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):

-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей;

-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на обеспечение духовно-­нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательной организации при активном участии обучающихся и их родителей (законных представителей) как единый документ организации воспитательной деятельности учащихся 1-11 классов. К разработке и реализации Программы, решением педагогического совета образовательной организации привлекается общественность.

Программа должна обеспечить:

-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;

-принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, литература, природа;

-приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;

-формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик,... приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Программа должна содержать:

1. Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач;

2. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы;

3. Направления деятельности по духовно-нравственному  развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей);

4. Модель организации  работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

5. Критерии,  показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

1.Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

2.Воспитательный процесс во внеурочной деятельности

ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.

Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.

Очень важно определить направления внеурочной деятельности для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося, это могут быть такие направления как:

-   спортивно-оздоровительное;

-   духовно-нравственное;

-   социальное;

-   научно-интеллектуальное;

-   общекультурное;

-   военно-патриотическое;

-   экологическое.

Для контроля воспитательного процесса можно выделить 2 основных уровня.

1 уровень. Контроль развития личности воспитуемого, (в каком направлении происходит развитие личности обучающегося, на какие ценности он ориентируется, какое у него складывается отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе в процессе воспитания).

Для определения результатов на первом уровне могут быть организованы: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием обучающегося в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, проведены анкетирования.

2 уровень. Контроль развития коллектива, как одно из важнейших условий развития личности воспитуемого, так как традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе (классе, кружке, спортивной секции, общественном объединении и т.д.).

Для осуществления контроля результатов на втором уровне могут быть использованы: опрос, анкетирование, диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» .

При проведении анкетирования или письменного опроса, целесообразно руководствоваться следующими соображениями:

1.вопросы должны побуждать подростка проявлять своё личное отношение (к миру, другим людям, самому себе);

2.формулировки вопросов должны быть понятными для и восприниматься обучающимися однозначно;

3.вопросы должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах обучающегося заведомо общественно одобряемым;

4.необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты или опросника.

Поскольку личностный рост - явление динамическое, то анкету или опросник необходимо задействовать для выявления динамики развития личности обучаемого, его личностного роста или регресса. Опрос можно проводить в течение учебного года: первый раз - в начале года, второй - в конце. Это позволяет педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, т. е. проследить возможную динамику личностного роста.

Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.

Самоуправление в образовательной организации (или в отдельном классе) воспитывает интегративные качества: ответственность, объективную самооценку, дисциплину, умение подчиняться и руководить. Самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если есть проблемы межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Так же немаловажную роль имеет привлечение родителей к активному участию в воспитательной работе.

Формы взаимодействия педагога и родителей могут быть разнообразны. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На собраниях обсуждаются проблемы жизни не только классного, но и родительского коллектива.

IV. Общие вопросы по организации воспитательной работы

Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.

В состав этой среды входят нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и создавать ее.

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.2 / [Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
  4. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «перспектива» 1-4 классы / Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.
  8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 231 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

Перечень материалов ФГОС с электронными адресами

1.       Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730

2.       Глоссарий ФГОС / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

3.       Фундаментальное ядро содержания общего образования /http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821

4.       ФГОС: начальное общее образование /http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

5.       Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=954

6.       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

7.       Общественный договор / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=614

8.       Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание для общественного договора /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=955

9.       Примерная программа воспитания и социализации обучающихся /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

10.  Базисный образовательный план: начальная школа /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=604

11.  Примерные программы начального общего образования /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531

12.  Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=436

13.  Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443

14.  Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки: дидактические и раздаточные материалы / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=448

15.  Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449

16.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=450

17.  Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=451

18.  Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452

19.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=453

20.  Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533

21.  Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=732

22.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=742

23.  Планируемые результаты начального общего образования /

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=957

Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru – Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации.

http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html - Библиотека думающего о России.

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva - - УМК «Перспектива».

http://www.pro-personal.ru – экспертная поддержка журнала «Справочник кадровика»

http://www.school.edu.ru – Российский Общеобразовательный Портал

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.fsu-expert.ru – сайт Министерства образования и науки РФ.

http://mon.gov.ru/press/news/5233/ - национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

http://www.it-n.ru/ - образовательный портал «Сеть творческих учителей».

http://pedsovet.org/ - образовательный сайт «Педсовет».

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».

http://www.school.edu.ru – Российский Общеобразовательный Портал.

http://www.praktika.karelia.ru/

http://www.standart.edu.ru.

Глоссарий

Воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.

Межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

Многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко- культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.

Национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.

Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Категория: Мои статьи | Добавил: Школа (19.10.2014)
Просмотров: 4946 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ppu-prof_el  
0
Наша бригада профессиональных специалистов готова предложить вам прогрессивные приемы, которые не только гарантируют надежную оборону от прохлады, но и подарят вашему коттеджу оригинальный вид.
Мы практикуем с последними средствами, заверяя продолжительный срок службы и замечательные эффекты. Изоляция наружных поверхностей – это не только экономия тепла на подогреве, но и ухаживание о экологии. Энергоэффективные технологические решения, какие мы претворяем в жизнь, способствуют не только личному, но и поддержанию природной среды.
Самое центральное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Сколько стоит утепление стен снаружи цена</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за метр квадратный! Это доступное решение, которое превратит ваш хаус в подлинный теплый уголок с минимальными тратами.
Наши достижения – это не только изолирование, это создание помещения, в где всякий элемент отражает ваш персональный стиль. Мы примем во внимание все ваши требования, чтобы осуществить ваш дом еще более теплым и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте труды о своем ларце на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш дворец не только теплее, но и стильным. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в обитель спокойствия и стандартов.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск