Пятница, 19.04.2024, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "Школа №3"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Школа

Каталог статей


Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Н.Н. Ерофеева

Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

 Каждый учитель в процессе практической деятельности сталкивается с особенными детьми, которые в силу определенных физических, психических или интеллектуальных ограничений не вписываются в образовательный процесс массовой школы. Еще совсем недавно детей с ограниченными возможностями здоровья выводили из общеобразовательной школы на надомное или дистанционное обучение, в коррекционные школы. Однако, с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», дети с проблемами психофизического развития получили возможность обучаться в общеобразовательной школе вместе со здоровыми сверстниками. В школе появилась новая практика обеспечения равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – практика инклюзивного образования. В его рамках не ребенок должен подстраиваться под школу, а школа обязана создавать такие условия, при которых все ученики включаются в образовательный процесс. Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ребенок, обучаясь, чувствовал себя принятым, чтобы его потребности учитывались, а способности были оценены.

 Учитель, в класс к которому попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, встает перед проблемой: как эффективно учить детей данной категории, какие методы, приемы следует применять в педагогической практике?

 Для того, чтобы ребенок мог успешно справляться с требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств и компетенций,  определяемых понятием «готовность к школе». Она включает мотивационную, интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, социально-психологическую готовность. Сформированность составляющих этой «готовности» даже на минимально необходимом  уровне позволяет ребенку успешно осваивать образовательные стандарты.

 У ребенка с ограниченными возможностями здоровья одно или несколько указанных качеств являются дефицитарными, то есть сформированы на недостаточном для успешной учебы уровне. Такой ребенок не сможет освоить программу общеобразовательной школы в установленные стандартом сроки без специально созданных условий. Инклюзивное образование как раз и предполагает создание таких условий, благодаря которым ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет преодолеть трудности в обучении. К числу специальных условий относятся: совокупность специальных образовательных программ, методов развития и обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, помогающие ребенку решать личностные и образовательные проблемы.

 Трудности в обучении у детей с ОВЗ могут быть обусловлены различными причинами. Прежде всего стоит рассматривать сферу личностного развития. Часто в школу приходит ребенок, не ощущающий себя школьником, внутренне не готовый учиться и достигать каких-либо результатов. Как правило, учебная деятельность таких детей определяется внешней мотивацией: им нравится одеваться в школьную форму, носить новый портфель, иметь возможность играть и общаться, но не систематически и настойчиво трудиться, выполняя задания, подчиняясь требованиям учителя и т.д. Кроме того, многие дети, попавшие в инклюзивный класс, уже имеют неудачный опыт обучения и  связанную с этим опытом дефектоориентированную позицию неуверенности в себе, ориентации на собственные недостатки. Стремление избегать неудачи становится одной из причин неуспешности обучения ребенка с ОВЗ.

 Как показывает практика, для формирования у детей с ОВЗ внутренне мотивированного отношения к учебной деятельности, формирования позитивной самооценки и оптимистического отношения к собственным возможностям с успехом может быть применена технология «портфолио». При этом учащийся самостоятельно располагает накопленный материал в папке достижений, структурирует его, планирует собственную деятельность, сосредотачивается на позитивных моментах, успехах, делает выводы. Также для формирования внутренней учебной мотивации успешно зарекомендовал себя метод проектов, позволяющий ребенку самостоятельно решать практикоориентированные учебные задачи. Сущность использования проектной методики при обучении детей с ОВЗ состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения определяются с позиции самого учащегося, на основе его интересов, желаний и возможностей, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, интересен и значим для самого «открывателя». К примеру, при работе над проектом «Моя семья» ребенок самостоятельно определяет, о чем он хочет рассказать в рамках предложенной темы, при помощи взрослого формулирует задачи, составляет план работы, подготавливает рисунки и фотографии, оформляет альбом, представляет полученный продукт учащимся своего класса.

 Не менее часто встречающейся причиной трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является их эмоционально-волевая незрелость, которая характеризуется нарушениями в сфере межличностных взаимоотношений ребенка с окружающими, выражается в низкой потребности в общении и сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия с окружающими. Для таких детей характерна эмоциональная поверхностность и уплощенность контактов, импульсивность поведения, выбор неадекватных способов выхода из конфликтов, примитивная зависимость от более успешных членов коллектива, отсутствие развитой самооценки.

 При обучении ребенка с эмоциональной незрелостью учителю необходимо подчеркивать его малейшие достижения, заостряя внимание на том, что получилось, широко использовать все виды поощрения. Детям, имеющим проблемы с регуляцией поведения, необходима четкая организация учебного дня, формирование привычки неукоснительно следовать школьным правилам. Заострять внимание при этом нужно не на фактах нарушения правил, а на их выполнении, поощрять соблюдение этих правил. У ребенка с нарушениями поведения в школе, в классе должно быть «безопасное место», которое он может занять в случае необходимости. Не стоит акцентировать внимание на незначительных поведенческих нарушениях, однако в отдельных, значимых случаях, необходимо обсудить с ребенком его поведение, причины возникновения проблемной ситуации и возможные выходы из нее. Такой прием развивает у учащихся с ОВЗ рефлексивные способности, учит их видеть конструктивные пути решения проблем, контролировать негативные эмоции.

 При обучении детей с эмоционально-волевой незрелостью применяются педагогические технологии, направленные на со­здание психо-эмоционального благополучия. В качестве эмоциональных стимуляторов следует использовать игры, соревнования, необходимо делать акцент на образности изложения учебного материала. Программный материал рекомендуется дозировать, а трудные задания – облегчать. При оце­нивании наиболее целесообразно учитывать все этапы в усвоении изучаемых тем, при этом важно положительно воспринимать даже самые незначительные успехи учащихся.

 Более узнаваемой причиной, по которой дети с ОВЗ часто оказываются в числе неуспевающих учеников, является нарушение у них интеллектуальной сферы. Проявляется это в незначительном объеме памяти, неэффективности процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации, недостаточном развитии внимания, мыслительных операций.  

 При организации обучения детей с проблемами интеллектуального плана целесообразно использовать технологию полного усвоения знаний (Дж. Кэрролл, Б. Блум). Сущность данной технологии заключается в том, что результат обучения рассматривается в качестве постоянного параметра, а условия обучения в качестве переменной величины, подстраиваемой под возможности достижения заданного результата каждым учащимся. При этом каждый ребенок, независимо от уровня, на котором он находится в данный момент, при рациональной организации учебного процесса имеет возможность освоить программу общеобразовательной школы. В рамках указанной технологии учителю следует использовать всевозможные приемы привлечения непроизвольного внимания на протяжении урока с учетом его содержания. Детям с неустойчивым вниманием и повышенной истощаемостью нервной системы необходимо прежде всего уменьшить объем задания, например, величину читаемого или письменного текста. Детям, страдающим трудностями переключения внимания, следует заранее сообщить о времени и условиях окончания выполнения задания (возможно закончить выполнение задания дома или после уроков). Также важно грамотно дозировать учебную нагрузку, делать перерывы, не приступать к изучению нового, пока ребенок не усвоит предъявленный ранее материал.

 В заключение следует отметить, что непременным условием применения указанных подходов в обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья является установление с ним доверительных отношений. Необходимо создать в классе такую атмосферу, при которой ребенок будет чувствовать себя защищенным, не будет бояться высказать собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства детей. Важно, чтобы учитель безоценочно принимал любого ученика, умел соучастно выслушать его, искренне общался с ним, проявлял тактичность к настроению ребенка, ровное терпеливое отношение к проявлению отрицательных эмоций, чувств.

Литература

1. Рудь Н.Н. Реализация идеи инклюзивного образования в российских школах [Текст] / Н.Н. Рудь // Справочник классного руководителя. – 2012. - № 8. – С. 4-13.

2. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации [Текст] / И.Ю. Левченко [и др.]. – М.; СПб.: Нестор-История. – 2012. – 216 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Школа (24.10.2016)
Просмотров: 650 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск