Вторник, 05.11.2024, 08:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "Школа №3"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Школа

Каталог статей


«Технология педагогических мастерских»

                     «Технология педагогических мастерских»

                                             Автор статьи Гусарова М.Б.

 

                                          

 

 

Вводная часть.

         Мастерская-необычная форма проведения учебных занятий  Эта  система обучения была разработана французскими педагогами- представителями ЖФЕН- «Французской группы нового образования»

    У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др

  В   самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка

 Сущность новой системы выражается в  следующих  основных положениях:

1.Личность с новым менталитетом.

Это личность самостоятельная, социально  ответственная и конструктивно вооружённая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2.Все способны.

Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д.

3.Интенсивные методы обучения и развития личности.

Для методов ЖФЕН характерны:

    а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;

    б)  не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач;

    в) плюрализм мнений, подходов уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4.Новый тип педагога.

Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

Вначале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.

Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде следующих правил:

1.Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2.В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3.Мастер работает вместе с детьми, он равен ученику в поиске знания.

4.Он не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5.Важную информацию Мастер подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6.Исключает официальное оценивание работы учащегося ( не выставляет отметок в журнал, не ругает , не хвалит) ,но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Педагогическая мастерская как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

             Педагогическая мастерская- это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и Ученика, дарит радость сотворчества; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащимся сформировать сознательную активную жизненную установку.

              Урок, разработанный в соответствии с технологией « педагогическая мастерская», даёт возможность для реализации творческих замыслов педагога и учащихся в самом широком толковании этого процесса: от создания новой идеи до материального продукта. Именно поэтому процесс на  таких занятиях воспринимается не как урок, а как кусочек реальной жизни, в котором происходит « проживание», а при определённых условиях появляется возможность перехода от бытовых тем  к обсуждению вечных духовных ценностей.

              Педагогические мастерские разделяют на несколько типов в зависимости от участников, целей и способов деятельности, продолжительности процесса. По целям и способам деятельности в практике учителей-методистов выделяются мастерские письма, мастерские построения знаний, мастерские по самопознанию ,мастерские отношений и ценностных ориентаций.

                Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения Особая роль при этом принадлежит творческому письму, так как эта работа важна на всех этапах  деятельности мастерской. Технология раскрывается на примере уроков развития речи.

Главной образовательной целью  этих занятий является развитие языковой компетенции учащихся ,подготовка к написанию творческой работы на ЕГЭ по русскому языку   Важно и то, что они формируют потребность в систематическом чтении художественных произведений.

Главнейшая воспитательная задача данных уроков- способствовать формированию чувства патриотизма ,успешной духовно-развитой личности, побудить учеников к размышлению над важными нравственными и философскими проблемами.

  

                            Основные этапы мастерской

      Работа мастерской состоит  из последовательных и взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учащихся, которые имеют возможность выбора путей исследования, средств достижения целей, темпов работы и т.д. 

                                                         

                                                      Индуктор 

 Индуктор (индукция- «наведение»)- создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения . Индуктором могут быть слово учителя, стихотворение ,предмет, звук, мелодия, рисунок, презентация произведений искусства, кадр фильма и т.д.- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

                                                    Пример индуктора

 

1.Урок обучающегося сочинения о любви к родине (6-7 классы) начинается со стихотворения:

 Касаясь трёх великих океанов,                                                                                                                                                                                                                                           Она лежит, раскинув города,                                                                                                                                                         Покрыта сеткою меридианов,                                                                                                                                                                Непобедима, широка, горда.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                           К .Симонов.

Далее идёт работа  с картой мира.

-Какую площадь занимает Российское государство?                                                                                                              -Есть ли на карте Европы государство с подобной площадью?                                                                                                                          -Сколько государств являются соседями России?                                                                                                                                                            -Как вы думаете, сколько народностей проживает на территории одного государства?                               Учитель: Гордость за нашу Родину не однажды заставляла брать в руки перо поэтов и писателей.

Индуктор является очень важным этапом урока, так как мотивирует дальнейшую деятельность. Его главная задача- вовлечь учащихся в процесс, а для этого нужно удивить, поразить, заинтересовать .По мнению психологов, наиболее эффективным методом достижения инсайда является удивление, поэтому «удивить- значит победить».

 

                                                         Деконструкция

         Деконструкция- работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение его в хаос .Проще говоря, разбираем текст на детали, а на следующем этапе пользуемся им как материалом для создания собственного текста.

        На этом этапе идёт работа со словарями, авторскими текстами, цитатами, стихотворениями.

                                

                                Пример работы на данном этапе

 

1.Обучающее сочинение- рассуждение об особенностях характера русского человека (10 класс) Групповая работа. Для выполнения 2 задания представитель каждой группы вытягивает карточку с названием национальности.

1)Этнические особенности…Наверное, вы уже встречались с этим выражением. Что оно означает?

2) Каждому народу свойственны определённые черты характера ,запишите их рядом с названием национальности, указанной в вашей карточке.

У немцев-…

У итальянцев-…

У англичан-…

У французов-…

При необходимости можно воспользоваться справочным материалом :эмоциональность, утончённость, общительность, мечтательность, пунктуальность, педантичность, темпераментность, романтичность, следование традициям, сдержанность, рассудительность,, взаимовыручка, элегантность, интеллигентность…

3)Как вы думаете, какие положительные черты характера в особенности присущи русскому человеку?

У русских-…

 

                                                     Реконструкция

Реконструкция-создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.                                          На уроках развития речи на данном этапе разрабатывается план творческой работы, составляется круг вопросов, требующих освещения, создаётся собственный текст (или его часть)

                                                    Социализация

Социализация- соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах. , представление всем. Задача этого этапа- не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. На этом этапе каждый сравнивает свою работу с другими, осваивая все возможные открытия.

 

                                                    

                                                           Афиширование

             Афиширование- вывешивание произведений ( текстов, рисунков, схем и т.д.) и ознакомление с ними всех участников мастерской. На этом этапе учащиеся демонстрируют результат своего труда , принуждения быть не должно. Ещё одно условие мастерской- все творческие работы дети забирают домой и готовят для оценивания. После урока работы не сдают.

 

                                                                Разрыв.

          Разрыв- кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой.                                                    Не менее важный этап, чем индуктор. Это ядро мастерской. Разрывов может быть несколько, но главный заранее планируется мастером. Технология создания условия для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания. Переживание этого парадокса приводит участника мастерской к состоянию тупика, затем к поиску выхода из него, а затем к озарению. Разрывы могут быть на любом этапе мастерской. Но  если их не было, значит, мастерская не состоялась.

                                                      Пример разрыва .

Обучающее сочинение- рассуждение  «Вечные ценности в романе Тургенева «Отцы и дети»(10 класс)

Притча. Рассказ учителя с остановками.

Когда-то давным-давно на  Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но вскоре ждать стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.

Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило :»На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустна, что мне всё время надо оставаться в одиночестве» Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда любовь совсем отчаялась

 Но вдруг она услышала позади голос: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:

-Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

 

ОСТАНОВКА 1.

-Как вы думаете, какой духовной ценности оказалась ближе Любовь?

Познание посмотрело на Любовь:

-Это было Время.

-Время?- переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня?

ОСТАНАВКА 2.

-Как выдумаете, как объяснило поступок Времени Познание?

Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:

-Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

ОСТАНОВКА 3.

-Есть ли доказательство этому на страницах романа?

 

                                               Рефлексия

Рефлексия-размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Что открыл для себя? К каким вопросам вышел? Что вызвало интерес? Чего не понял?

                                            Пример рефлексии.

Обучающее сочинение-рассуждение о любви к природе (8-9 классы)

Попробуйте продолжить фразу  С. Залыгина  «Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь человек решает:…»

С.Залыгин сказал: «…быть или не быть природе». И мы с вами тоже должны принять участие в этом решении.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Школа (04.04.2017)
Просмотров: 3389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск