Среда, 27.11.2024, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "Школа №3"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Технология разработки и применения веб-квестов в начальной школе Н.Н. Ерофеева

Технология разработки и применения веб-квестов

в начальной школе

Н.Н. Ерофеева,

г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Образовательные стандарты поставили перед современной школой  важную задачу – подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В настоящее время ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в непрерывном повышении качества образования. Ключевую роль в решении этих задач играет информационная компетентность. Современные дети родились, развиваются и обучаются в насыщенной информационно-коммуникационными технологиями и цифровыми устройствами среде. Именно по этой причине уже на первой ступени обучения необходимо в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения. С первых дней необходимо учить детей работать с разными источниками информации, так как работа с текстовой, графической, звуковой, мультимедийной информацией в наше время становится необходимым метапредметным умением. Как же организовать образовательную деятельность так, чтобы она соответствовала современным реалиям?

Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Формирование навыков информационной деятельности – задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты, организованные средствами Web-технологий.

Quest - это продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач. Стандартная игра построена по цепочке: разгадаешь одно задание – получишь следующее. И так, пока не дойдешь до финиша.

В 1995 году Берни Додж, профессор образовательных технологий Сан-Диего (США), впервые разработал веб-квест как учебное задание. В педагогике появилось новое понятие – образовательный веб-квест.

Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Организация работы с веб-квестами в начальной школе имеет свои особенности.

Для учащихся 1-2 классов предпочтительней использовать краткосрочные веб-квесты, рассчитанные на 1-3 занятий. В 4 классе веб-квест может проводиться 3-4 недели. Веб-квесты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Знакомство первоклассников с веб-квестом мы начинаем с индивидуальной формы работы. Этапы разработки и структуру рассмотрим на примере  веб-квеста «Новогоднее приключение».

1. Выбор темы и постановка цели. Цель квеста «Новогоднее приключение»  – повторение и обобщение знаний учащихся за I полугодие. По предметному содержанию – межпредметный (русский язык, математика, чтение).

2. Выбор игрового сюжета, формы работы с заданиями. В основу сюжета была положена история о похищении волком подарков, которые заказали первоклассники Деду Морозу. Поиск подарков осуществлялся путем поэтапного индивидуального выполнения заданий по пройденному учебному материалу за I полугодие. Роль, которую исполняли учащиеся в ходе квеста – детектива Васечкина – самого умного первоклассника. В квест были включены реальные продукты деятельности детей – письма Деду Морозу и фотографии слепленных ребятами снеговиков, что создавало дополнительную мотивацию к игре. Все этапы веб-квеста учащиеся проходили самостоятельно, во время зимних каникул в качестве дополнительной игровой тренировки.

3. Разработка этапов. Веб-квест имел следующую структуру:

1. Введение – сформулирована тема, план работы и обзор всего веб-квеста.

2. Основной этап - сформулирована проблемная задача, описана роль, представлены задания для выполнения по этапам. Задания были разработаны на сервисе Learning.apps, тестовые задания - в My Test. Первоклассники определяли гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные, выполняли задания на правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу – русский язык. По математике – сравнивали числа и числовые выражения, решали примеры на сложение и вычитание в пределах 10, решали задачи изученных видов. Все упражнения были с обратной связью – выполняя задание, ребенок видел, правильно он решает или нет, и имел возможность выполнить задание правильно. В качестве тренировки для успешного выполнения заданий квеста первоклассники имели возможность по ссылке обратиться к системе тренажеров для отработки необходимых умений, которые собраны на блоге класса «Дружные ребята». Ко всем этапам-заданиям можно было переходить неограниченное количество раз, до тех пор, пока ребенок не справится с заданием успешно.

3. Заключение - подведены итоги, всем участникам, которые успешно завершили веб-квест, предлагалось распечатать диплом участника.

4. Использованные ресурсы – представлены ссылки на включенные в квест картинки, ресурсы.

4. Выбор платформы и оформление веб-квеста. Веб-квест «Новогоднее приключение» был разработан на Гугл-сайте.

На февральских каникулах первоклассники приняли участие в веб-квесте, посвященном Дню защитника Отечества «Отведай-ка силушки богатырской!». Помимо индивидуальной работы, была использована групповая работа – совместное оформление онлайн стенгазеты «Мы читаем сами» на сервисе Padlet. В стенгазете учащиеся отмечали произведения, которые они прочитали, с краткой аннотацией. В помощь ребятам была разработана подробная иллюстрированная инструкция по работе с сервисом.

Второй веб-квест для первоклассников имел уже более сложную структуру: детям предлагалось выбрать для игры одну из представленных ролей: побеждать соперника при помощи знаний по математике, по русскому языку или по чтению. К любой из ролей можно было возвращаться необходимое количество раз. Помимо основных заданий на отработку навыков, были включены контрольные вопросы, разработанные в Гугл формах. Таким образом, учитель по таблице обратной связи имеет возможность отследить, кто из детей принял участие в квесте и результативность проведенной работы.

В последующих веб-квестах доля коллективной работы учащихся увеличивается: постепенно учимся совместно планировать и отслеживать работу группы, осуществлять  по ссылкам поиск необходимой информации, создавать совместные продукты, используя Гугл-документы, Гугл-презентации, Гугл-рисунки, интеллектуальные карты, проводить взаимооценку и самооценку по критериям.

Таким образом, веб-квест – это и игра, и обучение одновременно. Данная технология разнообразит процесс обучения младших школьников, делает его интересней и ярче. Участие в квестах способствует формированию у первоклассников навыков самостоятельной работы.

Занимательная форма квеста, приближенная к игре, заинтересовала не только детей, но и родителей. Привлечение к учебной деятельности родителей стало одним из самых ценных моментов использования веб-квестов. Они смогли увидеть, что нужно знать и уметь ребенку на данном учебном отрезке и как реально ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

В заключении хотелось бы отметить, что при использовании технологии веб-квеста центральной действующей фигурой является ученик, а учитель выступает в роли помощника, фасилитатора. Использование технологии веб-квеста не только повышает познавательную активность, но и способствует формированию у учащихся ответственности за собственное обучение. Как известно, учащиеся проводят достаточно много времени за компьютером, играя в игры и просматривая видео. Так пусть они проводят это время с пользой!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Школа (24.10.2016)
Просмотров: 1821 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск