Уроки творческого письма с применением технологии «Педагогическая мастерская»
Автор-составитель:Гусарова М.Б.
Тема: Обучающее сочинение - рассуждение о памяти «Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок обучающего сочинения.
Форма урока: мастерская письма.
Технология : педагогическая мастерская
Возрастная группа: учащиеся 7 класса.
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
- повторить сведения о фразеологическом обороте; продолжить знакомство с языковыми особенностями художественного стиля речи.
Развивающие:
1)развивать культуру речи учащихся, умение пользоваться своими знаниями;
2)содействовать развитию самостоятельной и творческой активности;
3)продолжить формировать навыки планирования ответа, умения выделять главное.
Воспитательные:
- способствовать формированию духовно развитой личности гражданина России.
2) воспитывать уважение к истории своей Родины.
Методический комментарий. Для урока потребуются репродукции фотографий времён Великой Отечественной войны, аудиозапись песни «Журавли» на слова Р. Гамзатова, видеофрагмент фильма об оккупации или работе в тылу.(3-5 мин)
Ход урока
Первый этап.
ИНДУКТОР.
1. Слово учителя.
В годы Великой Отечественной войны 30 миллионов наших соотечественников героически погибли за свободу нашей Родины.
За годы Великой Отечественной войны полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тыс. сёл и деревень, свыше 6 млн. зданий, 31 850 промышленных предприятий,98 тыс. колхозов, уничтожено 40 тыс .больниц, 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов…
Со дня победы прошло много лет. Сегодня уже мало людей, которые были свидетелями тех далёких событий. Но спустя годы мы стараемся не забывать то, как и чем жила наша страна.
2.Звучит песня «Журавли» .На фоне песни демонстрируются слайды с репродукциями фотографий времён Великой Отечественной войны.
3.Запись в тетрадях. Дата, тема, рабочие материалы.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ.
1 Работа в парах над темой и композицией сочинения.
Словарная работа.
«Но в памяти всегда со мной погибшие в бою»
-Как заглавие текста нацеливает нас на работу?
- О чём будет наш текст? Что должно быть главным в нашем сочинении?
-Объясните лексическое значение выделенного слова.
-Составьте план творческой работы.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
2)Представление и обсуждение выполненного задания.
Память:
1.Способность сохранять и воспроизводить прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
2.Воспоминания о ком - нибудь или о чем-нибудь.
3.То, что связано с умершим.
РАЗРЫВ
3)Сравнение составленного плана с предложенным вариантом.
План
1.Что я знаю о войне?
2.Испытания военного времени.
3.Память жива.
Групповая работа с эпиграфом.
Из предложенных выражений выберете то, которое подходит к теме и основной мысли нашей работы.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
С. Щипачёв.
4)СОЦИАЛИЗАЦИЯ Представление и обсуждение выполненного задания.
5)Работа в парах. Письменная словарная работа по предупреждению орфографических ошибок.
Составьте словарный диктант по данной тематике, при необходимости используйте словарь (Великая Отечественная война, ветеран, миллион, отчаяние…)
6)СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Представление выполненного задания у доски.
7)Работа в парах: зрительный диктант с последующей взаимопроверкой.
Прочитать возможный вариант вступления, записать его по памяти.
Течёт река времени. Более полувека минуло с того страшного дня, когда наступила роковая дата в истории нашей страны- 22 июня 1941 года. Много событий произошло с тех пор, но в памяти человеческой навсегда останется подвиг нашего народа. Мне тяжело представить те далёкие события.
-Что можно изменить во вступлении? Каким ещё может быть начало нашей творческой работы?
Социализация
8) Представление и обсуждение выполненного задания.
9) Просмотр видеофрагмента об оккупации или работе в тылу(3-5 мин) Групповая работа с основной частью творческой работы.
РАЗРЫВ
10) Сопоставление написанной части творческой работы с предложенным текстом.
Как трагично было то время. Сколько слёз и отчаяния, горя и боли! Сколько надежд на победу и веры в то, что наступит счастливая жизнь. Многое тогда выпало пережить человеку.
Сильные мужчины жертвовали своей жизнью на фронте. Слабые женщины выстрадали не меньше: они работали не покладая рук, растили детей ,а многие из них воевали. Мальчишки и девчонки вместо игр работали на заводах и в колхозах, а некоторые стреляли не из игрушечных автоматов боевыми патронами.
11)Групповая работа. Возможная доработка и корректировка текста творческой работы
12)Работа в парах. Словарно-орфографическая работа.
-Что называется фразеологизмом?
-Какой фразеологический оборот использован в тексте?
-Запишите словосочетания в тетрадь, выделив орфограммы.
Не склонять головы, от мала до велика, стар и млад, плечом к плечу, во что бы то ни стало, потом и кровью, не падать духом.
-Что объединяет эти фразеологизмы?
-С какими видами орфограмм вы работали?
-Устно составьте с тремя оборотами предложения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
13)Представление выполненного задания
14)Групповая работа. Аналитическое наблюдение над готовым текстом. Подготовка рабочих материалов заключительной части сочинения..
Не бывает безвестных, безымянных солдат.
Попытайтесь сосчитать до тысячи: один, два, сто двадцать, четыреста…Трудно. А до двадцати миллионов? И это не просто цифры, это люди, судьбы, надежды,, дети, которые не успели родиться… Двадцать миллионов с разными именами, характерами, цветом глаз, мечтами…Так неслыханно дорого заплатили мы за сегодняшнее небо.
Все благодарственные слова кажутся обесцененными купюрами, пустым звуком, и мне опять хочется спросить солдата: «Как ты там, брат?» Я верю :если рассечь памятник, под каменной кожей обнаружатся осколки, из-под каменной кожи брызнет живая кровь.
В. Петросян.
-Прочтите текст, определите его тему и основную мысль.
-Озаглавьте текст.
-Выделите те слова, которые непосредственно связаны с темой текста, развивают основную мысль данного текста.
-Определите стиль текста.
-Выделите те языковые средства, которые позволили выразить отношение автора к погибшим во время Великой Отечественной войны
-Попробуйте, используя приём автора, написать о численности погибших.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
15)Представление выполненного задания.
16) ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
-Какие виды орфограмм мы сегодня повторяли?
-Оказали ли вам помощь в подготовке к написанию сочинения предложенные тексты?
Второй этап
РЕКОНСТРУКЦИЯ
1Индивидуальная работа по созданию заключения сочинения.
2.РАЗРЫВ Сопоставление исходного варианта заключения с рабочими вариантами.
Много лет прошло с той поры, а память человеческая жива: по телевидению показывают фильмы о войне, поют песни, рассказывают о пережитом ветераны…
Как удержать в памяти те годы? Как остановить время? Может, и не стоит, ведь меняется жизнь, появляются новые ценности. Нет, не случайно человеку дана память. Мы должны об этом помнить.
Попытайтесь сосчитать до 20 миллионов: один, два, сто, тысяча, четыре тысячи…Это не просто цифры: это люди, судьбы, тысячи неродившихся детей…Страшной ценой досталась победа, и мы должны об этом помнить!
3.Работа в парах. Доработка и корректировка заключительной части творческой работы.
4.АФИШИРОВАНИЕ .Чтение заключительной части творческой работы.
5.ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
-Какие мысли, высказанные или прочитанные на уроке, вам показались самыми интересными?
-Продолжите устно предложение: Мой сегодняшний успех в том, что…
Домашнее задание. Подготовить творческую работу |