Суббота, 27.04.2024, 07:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "Школа №3"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Формирование профориентационного самоопределения средствами современного урока. Пешкова Е.В.

Профориентация помогает выявить истинный выбор

самого человека, и в дальнейшем построить свою судьбу

исходя из собственных интересов, а не навязанных кем-либо.

Одной из воспитательных задач школы является оказание помощи учащимся в выборе своего дальнейшего жизненного пути, в выборе будущей профессии. И школа призвана помочь ученику оценить свои способности и возможности. И нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.

Во-первых, «обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта» (Вайсбурд М. Л. Преподавание иностранного языка в свете основных направлений реформы школы // Иностранные языки в школе, 2008, №2). Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.

Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.

В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.

С этих позиций мы наметили ряд конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка и направленных на профессиональное становление личности.

К таким задачам относятся: - развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;

-воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;

-совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;

-формировать у обучающихся специфические коммуникативные умения, например: вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности;

-познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;

-расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;

-помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся.

Уроки английского языка позволяют развивать не только лингвистические и коммуникативные способности детей, но и строить с ними знание об устройстве общества. Привлечение в качестве предмета работы вопросов, актуальных для школьников, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность обучающихся, включить их в исследовательскую деятельность и проектирование, и тем самым развить содержание образования.

В «Примерных программах по иностранным языкам» прослеживаются следующие темы для ситуаций учебно- трудовой сферы общения:

5-7 класс: Я. И моя семья. Профессии. Школьное образование. Выбор профессии. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру.

8-9 класс: Проблемы выбора профессии.

10-11 класс: Современный мир профессий. Возможности продолжения образования. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности. Профессии. Планы на будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя- в 4 классе и разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал.

В 5 классе, в ходе изучения 3 цикла, расширяем лексический запас, изучая профессии. Дома, заполняли таблицу, где необходимо найти работу для мужчин или только женские профессии. И обсуждаем, какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии. Говорим об условиях работы, знакомимся с опасными профессиями телохранителя, ветеринара. А впереди, предстоит выполнить проект «Моя будущая профессия», где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы, и объяснить свой выбор.

В работе помогает аутентичный материал и тексты для аудирования, посвященные профессиям других стран. Учителя иностранного языка имеют широкие возможности чтобы познакомить учащихся с миром профессий в англоговорящих странах. Так, в 7 классе слушаем разговор подростков об их работе после школы. Обсуждаем с ребятами «плюсы» и «минусы» трудоустройства подростков в свободное от учебы время, знакомим, что говорит об этом законодательство.

Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования профессионального самосознания у учащихся на уроках английского языка - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения.

В 9 классе миру профессий отводится особое место, посвящены 3 раздела в учебнике (30 часов). Цикл «Учись учиться»- для чего мы учимся, в какой сфере пригодятся наши знания. Цикл «Путешествуй по Австралии»- знакомство с профессиями тур бизнеса, в аэропорту, гостинице; обсуждаем значение иностранных языков. Цикл «Твое будущее»- в ходе изучения обсуждаем работу для жизни, отчего зависит выбор профессии, проводим урок- дебаты, где выдвигаем аргументы «за» и «против» продолжения образования. Завершая цикл, учащимся предлагается выполнить проект на тему : «Ярмарка сумасшедших работ», где нужно разработать необычную профессию: дать ее описание, условия работы, оплата труда, преимущества и недостатки.

Профессиональная информация учащихся 10-11 классов включает в себя расширение сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. На уроках изучаем сферу кинематографа и театра, и социальной помощи и медицины. Особое внимание уделяем языкам международного общения и их роли при выборе профессии. При завершении работы над темой предлагаем старшеклассникам игру «Ярмарка вакансий», главной целью которой является формирование у школьников представления о функционировании рынка труда.

С помощью такой игры учащиеся примеряют на себя роли и пытаются выстроить свою линию поведения согласно выбранной стратегии. Эта работа ведет к закреплению полученной информации и перевод полученных знаний в навыки.

При подготовке недели иностранного языка ребята выполняли перевод различных сказок и небольших текстов. Работа была очень трудной, кропотливой. Ребята по нескольку раз делали перевод одних и тех же предложений, добиваясь наиболее точного соответствия стилю автора, эпохе. Тяжело подбирались слова, стилистические средства выражения, способы перевода и т.д. Ребята осознали, насколько труден, но бесконечно интересен и увлекателен труд переводчика. Уверена, что это работа по профессиональной ориентации - учащиеся "испытали" на себе специальность "литературный переводчик".

Иностранный язык мы учим не только для того, чтобы переводить, понимать значимую в профессиональном плане информацию. Уметь написать резюме, представиться, но прежде всего, чтобы уметь говорить с представителем другой страны, понять культуру другого народа, суметь , по необходимости или по желанию, используя знания иностранного языка получить образование или повысить свою профессиональную компетентность в определенной области. Те специалисты, которые владеют хотя бы одним иностранным языком имеют больше шансов и возможностей на рынке труда. Знание иностранного языка в глазах общества и работодателей - это показатель образованности, интеллигентности, уровня культуры, хорошего вкуса. Это успех, карьера, возможность стать полноправным представителем мирового сообщества. Один из французких философов-просветителей XVIII века Вольтемр сказал: «Знать много языков – значить иметь много ключей к одному замку». Таким нам видится роль иностранного языка в решении вопросов профессионального самоопределения учащихся в школе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Школа (05.03.2017)
Просмотров: 1195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск